Накануне 50-летия Московского государственного академического камерного хора (Минин-хора) художественный руководитель Тимофей Гольберг ответил на вопросы пресс-службы коллектива.
— 21 апреля 2022 в Российском национальном музее музыки состоится концерт- презентация книги «Минин-хор. Первые полвека. Звучащая летопись». Расскажите об этом событии.
— В центре вечера — книга о хоре, ее страницы как бы наполняются реальным звуком. Можно сказать, что мы представим краткую звучащую летопись коллектива. Прежде всего это сочинения столпов русской хоровой музыки С. Рахманинова,
Г. Свиридова и В. Гаврилина. Каждый номер программы — моё любимое сочинение. Восхитительны «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения» С. Рахманинова, «Зорю бьют» и «Стрекотунья белобока» из «Пушкинского венка» Г. Свиридова, «Страшенная баба» и «Вечерняя музыка» из «Перезвонов» В. Гаврилина…
При этом мы как бы открываем окно во второе пятидесятилетие коллектива — исполним сочинения Э. Эшенвалдса и А. Рамиреса. Вести вечер будут директор Минин-хора Дмитрий Сибирцев и автор-составитель книги Надежда Кузякова.
— 23 апреля, через день после концерта-презентации книги, хору исполнится 50 лет. Вам — 30. Как совмещаются в голове эти цифры?
— Цифра «50» невероятна! Но очень важно, что есть люди, с которыми непосредственно связано прошлое и настоящее хора. Конечно, это Владимир Николаевич Минин. В пору создания хора он был уже зрелым человеком, известным дирижером, ректором Института имени Гнесиных. Благодаря его воле и мастерству коллектив всегда был на пике формы, стал тем хором, который знают и любят в России и за рубежом.
Педагог по вокалу Наталья Борисовна Герасимова — солистка первого состава. Наш инспектор Валентина Владимировна Нестерова работает в хоре с 1979 года, а солист Андрей Крыжановский — c 1988 года. Дольше, чем я живу!
Конечно, мы сейчас в предвкушении праздника, и настроение напоминает предновогоднее. Ожидать переход во вторые полвека — приятное ощущение. Чувствую себя немного Алисой в Стране чудес: что впереди? Очень интересно заглядывать в будущее.
— Юбилейный, 50-й сезон хора в самом разгаре. Какие сочинения из уже представленных вы выделяете, и что еще интересного нас ждет?
— В ноябре прошлого года у нас состоялись две мировые премьеры — «Последний день вечного города» Ильи Демуцкого и «Рождественский пост» Сергея Ахунова.
В сочинении Демуцкого, которое ему заказал наш коллектив, главное действующее лицо — хор. Он — в каждом номере, предстаёт в разных стилях. В этом сезоне мы впервые исполнили Реквием Мориса Дюрюфле, Stabat Mater Карла Дженкинса. А 30 апреля впервые представим Mess’у di Gloria Джакомо Пуччини.
На мой взгляд, по красочности хорового материала, главенствующей роли хора Messa di Gloria сродни сочинению Ильи Демуцкого. Об исполнении хором музыки великого итальянца я давно мечтал. Здесь хор — главный персонаж. Подчеркну это слово — именно персонаж!
Пуччини — оперный композитор, и в этом великолепном сочинении всё как в опере — сольные арии, масштабные хоровые сцены. И хор здесь показан со всех сторон. Не знаю, почему в последнее время эту музыку поют нечасто. Возможно, потому что в концовке Пуччини не ставит точку. Но это как в хорошем фильме, когда после просмотра картины остается послевкусие. По-моему, эта работа Пуччини не уступает Stabat Matter Россини, сочинению, которое сегодня имеет гораздо больший успех.
Ещё одно знаковое произведение, о котором стоит сказать, — «Перезвоны» Валерия Гаврилина. Мы давно не исполняли его целиком. С нетерпением жду концерт 16 мая. Несколько лет назад мы исполняли «Перезвоны» с небольшими купюрами, и у нас не получилось — ни у меня, ни у хора. Но прежде всего у меня, потому что объективно в неудачах виноват дирижер. Надеюсь, что на этот раз получится.
Дополнительный плюс: мы впервые исполним «Перезвоны» с видеорядом. Над этим работает Данил Герасименко, который делал для нас видеоконтент «Последнего дня вечного города».
— С марта по июнь нынешнего года в лучших залах столицы проходит юбилейный фестиваль «Хор без границ». Как формировалась программа четырех концертов?
—Для концерта-открытия фестиваля 21 марта в Доме музыки мы выбрали сочинения Л. Бернстайна и К. Дженкинса, яркие, оригинальные и при этом обращенные к самому широкому кругу слушателей. 30 апреля — итальянская программа (Россини и Пуччини) в Большом зале Консерватории; его акустика идеальна для этих сочинений. А в новом, современном во всех смыслах Зале Зарядье 16 мая прозвучат «Перезвоны», и видеоконтент, о котором я говорил, уместен именно здесь.
Ну, а завершать фестиваль будем 11 июня в Концертном зале имени Чайковского. В программе — Магнификат Баха и Реквием Форе. Бах — вечная классика, Форе — беспредельная красота; это сочинение — своеобразная вишенка на торте всего фестиваля.
— Как изменился Минин-хор c тех пор, как вы стали художественным руководителем?
— В репертуаре стало больше современных авторов, это требует иного звучания: менее вибратного и более концентрированного. Когда поем современную музыку, участвуем в театральных проектах, мы — универсальный хор, способный достаточно быстро «менять костюм». А когда исполняем классиков, поём в традиционной манере. Хор сейчас таков, какова концертная программа.
— Не боитесь «отскока» консервативной части вашей публики, которая не совсем готова к современной музыке и стилистическим экспериментам, новому образу хора?
— Я бы сказал, что эти эксперименты мы осуществляем достаточно плавно и постепенно. Отличное доказательство — программа юбилейного фестиваля: в основном, это классика. Даже Бернстайн, чью музыку мы исполнили на первом концерте фестиваля, по сути, тоже классик.
Единственное экспериментальное сочинение — Stabat Mater Карла Дженкинса — ближе к кроссоверу. Но ведь наш фестиваль не случайно называется «Хор без границ»: мы обязаны откинуть снобизм, исполнять произведения авторов, которые достойны внимания. Убеждён, классика отлично сочетается с современной музыкой — даже в рамках одного концерта.
— Каких знаковых событий стоит ожидать в новом сезоне?
— В планах произведения, которые мы исполняли лишь однажды: «Плач Адама» Арво Пярта, «Последний день вечного города» Ильи Демуцкого, Stabat Mater Карла Дженкинса, 12 хоров на стихи Якова Полонского Сергея Танеева — мы их давно не пели. Хотим вернуться к Amao Omi Гии Канчели, Реквиему («Девять шагов к Преображению») Эдуарда Артемьева и Реквиему Альфреда Шнитке.
В первой половине следующего сезона планируем провести конкурс молодых композиторов. Будет несколько номинаций. Хоровые сочинения победителей исполним на наших концертах.
— Сейчас это трудно представить, — но, может быть, попробуем? Итак, апрель 2072 года, концерт-презентация книги «Минин-хор. Вторые полвека. Звучащая летопись». Какими будут хор и юбилейный концерт-2072?
— Тут важнее другое: будет ли хор как жанр интересен публике, — я-то хочу этого! Надеюсь, что нынешнее десятилетие — последнее, когда хоровой жанр «провисает». Увы, нет у нас широкой публики.
Хотя и в России, и за рубежом, есть некоторые подвижки. Интересно экспериментируют любительские хоры. Они исполняют новые сочинения. У меня теплится надежда, что эти процессы приведут к созданию качественной хоровой музыки, отличающейся от ранее написанной.
Что касается нас — без Рахманинова никуда. И без Свиридова, и без Гаврилина. Я не чувствую, что сочинения этих авторов могут исчезнуть из нашего репертуара в ближайшие десятилетия. Потому что это высочайшие образцы хорового письма.
А будущую книгу я бы назвал не «Вторые полвека», а «Первое столетие». И пусть за первым веком будет второй. Хочу, чтобы наш коллектив любили, чтобы наше искусство ценили самые разные слушатели.
— Что бы вы пожелали в юбилей хору и себе?
— Хору желаю то, что чувствую сам, — не воспринимать репетиции и концерты как работу. Конечно, репетиции — далеко не всегда праздник: порой это рутинное, даже нудное оттачивание деталей, без которого невозможно профессиональное качество. Но хочется, чтобы даже такие репетиции воспринимались как жизнь, а не как работа. Как говорится, желаю чувствовать себя здесь и сейчас.
У меня это получилось, и, знаете, с этим легко живется. Ты идёшь на работу не просто заниматься любимым делом — жить. А себе ничего желать не буду — пусть исполнятся мои пожелания хору!
Пресс-служба Минин-хора