![Рена Шерешевская в жюри Grand piano competition - 2024](https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2024/06/rena-shereshevskaya.jpg)
Grand Piano Competition – 2024. Слушаем первый день финала!
В финале, как и в предыдущем туре, участвует 15 человек. Кто-то исполняет концерт с оркестром целиком, кто-то – первую либо вторую и третью части.
Прослушивания проводятся уже в большом зале, Концертном зале им. П. И. Чайковского, чья аура, а также, конечно, присутствие оркестра лишь усиливает их торжественность.
Открывает прослушивания Лев Бакиров и его трепетный, решëнный в прозрачных тонких красках концерт Сен-Санса.
Главная и побочная партия не противостоят друг другу, в согласии же с ними звучит и “барочное” вступление, предваряющее их обеих. Музыкальный климат меняется лишь в разработке, и меняется, кстати, нешуточно — музыкант показывает, на что в этом плане способен, разворачивая настоящий ураган.
Первая часть вырастает монолитной, подчëркнуто “однокульминационной”, с плавным развитием без “острых углов”, по настроению — балладна, повествовательно-меланхолична, в зоне кульминации — природно-взрывная, ” штормовая”.
Вторая часть исполнена традиционно скерцозно (она и способна на меньшую вариантность трактовок, чем первая), слушалась легко и свежо — качества, свойственные нашему солисту в целом. Во время звучания этой части мне всегда мерещатся цветочные поля Южной Франции. Возможно, лавандовые.
Тарантелла финала звучит в весьма смелом и быстром темпе. Возможно где-то пожелать чуть большей чëткости в триолях. Характер же части убедителен, форма разворачивается логично, исполнитель заставляет себя слушать.
Как и Лев Бакиров в “светлом потоке”, Владимир Карякин также узнаваем в своей “внимательной рафинированности” с тонким и изысканным концертом Шумана. В его игре (и внешнем еë проявлении) присутствует старание, желание выложиться по полной, донести до слушателя каждую эмоцию в максимальной степени. Первая часть (а играл он лишь еë) получилась таким образом подробно-выразительной, почти декламационной – с некоторыми элементами возвышенного пафоса.
Следом за ним вышел на сцену Владимир Рублëв, уже второй человек, выбравший для выступления в финале соль-минорный концерт Сен-Санса, который был решëн им иначе, с бóльшим трагизмом и чëтким структурным строением как в первой части, так и в остальных двух, где каждая тема, более того — каждая фраза имела свою чëткую роль и была выписана острым авторским интерпретационным резцом.
Владимир — интеллектуально-виртуозный исполнитель. Его темпы и звуковые краски выверены — и каждая, наступая, заставляет обратить на себя внимание. Он доносит текст, как оратор с трибуны.
Наверное, велик соблазн сравнить два концерта Сен-Санса, но не думаю, что это хорошая идея. Не придëт же нам в голову всерьëз решать, кто лучше: Софроницкий или Гилельс. А кстати! Первый чем-то сходен с первым, а второй со вторым. Или мне кажется?
Цзичин Лин преподнесла нам тонкий и трогательный подарок в виде первой части соль-мажорного концерта Равеля. Она была органична в нëм, включая и уместное подчëркивание восточного колорита, просвечивающего в некоторых темах этой музыки. Умелый подбор программы, искреннее и достойное воплощение.
Из пожеланий — хочу посоветовать юной пианистке обратить внимание на такой “сорняк” нашего пианистического сада, как “искусственная неровность фразы”, то есть, говоря языком автодорог, фортепианный “лежачий полицейский”. Кажется, неплохой образ. Когда пианист хочет подчеркнуть во фразе какую-то одну ноту (самую длинную, самую красивую, самую последнюю, самую сильную по метру, нужное подчеркнуть) и оттягивает еë при этом во времени, получается и вправду нечто похожее на ту неровность дороги, которая хорошо знакома всем нам, и не только водителям.
Избавиться от этого просто: нужно сперва научиться играть “невыразительно”, а потом научиться не слишком восхищаться “самой главной нотой” фразы, предпочтя ей главные две или три. Фраза обретëт эластичность — о “лежачем полицейском” можно будет забыть. Скажу ещë, что это не какой-то сугубо детский недуг, многие признанные пианисты страдали им в той или иной степени.
Среди участников этого конкурса, кстати сказать, я его практически не встречаю – и как же приятно в этом плане смотреть на такое подрастающее поколение! На плечах тех, кто умеет выстроить фразу, отрадно и не страшно оставлять в будущем наше искусство. А дорогая Цзичин Лин, уверен, быстро и успешно его преодолеет.
Иван Чепкин представил нам второй концерт Рахманинова – в лучших традициях лирической, вдумчивой, академично-интеллектуальной, глубокой и романтически-индивидуальной его трактовки. Прозвучали вторая и третья часть произведения. Очень порадовали лирические темы.
Кстати, Рахманинов в финальном туре значительно приблизился к родному нам, традиционному взгляду на исполнение его музыки. В ней больше не было той космической медитативности, что наблюдалась нами позавчера, при этом исполнитель не утратил своей уникальной индивидуальности – и лично меня убедил этой музыкой. Можно ему всë же пожелать чуть большего масштаба в звуке, что, уверен, – предмет его абсолютно успешных будущих исканий\.
А вот и Варвара Заруднева. И еë соль-минорный концерт Мендельсона.
Начинает хватко, цепко, “взяв быка за рога”. Концерт идëт ей своей структурированностью, своим концентрированным и одновременно обузданным порывом. Первая часть оставляет ощущение монолита, несмотря на разницу в настроениях, которую пытается, как можно ярче показать солистка. Что-то в этом смысле здесь сильнее неë, нужна передышка в этом Sturm uns Drang’е, надо отдышаться и начать играть с большей расстановкой, показывая всë, на что способна лирическая ипостась дарования пианистки.
Очень удачно “подворачивается” вторая часть, к которой, к слову сказать, есть ещë и оркестровый переход, хорошее время, чтобы переключиться. Варвара перестраивается, смахивает прочь энергетику первой части и полностью погружается в пасторальную лирику ми-мажорного Andante, которое звучит искренне и проникновенно.
Темп финала – серьёзен, с некоторой тенденцией к ускорению. Создаëт впечатление ошеломительно-закручивающегося праздника. Вспомнилась притом вдруг истина из собственного музыкального детства —
“Если будешь играть не в самом быстром темпе, но очень чëтко каждую шестнадцатую, то у слушателя будет ощущение темпа просто бешенного”.
Как видим, есть не один путь достижения ощущения гигантской скорости!
Дети, конечно, очень волнуются в финале конкурса, причëм – такого большого! Есть из-за чего.
А теперь Йи Ан — и его первая часть Второго рахманиновского концерта. Начало, конечно, могло быть более издали, чтобы было куда увеличивать звучность раскачивающегося колокола. Главная партия – в высшей степени взволнована по настроению. Сказал бы даже “экзальтирована”. Зато неплохо слышны мелкие длительности на фоне солирующего оркестра, что бывает не всегда. Пианист очень неплохо “пробивает” оркестр.
Побочная партия выразительна, эмоциональна, можно поработать над тонкостью фразировки, к примеру – над аккуратностью взятия звука вслед за длинной нотой.
Разработка первой части — яркий пример того, как любит и умеет композитор разгонять музыкальный материал до скорости ракеты. У нашего солиста, впрочем, третья или, как минимум, вторая космическая скорость включилась уже в самом еë начале.
В общем, стиль исполнения концерта у Йи Ана — в высшей степени эмоциональный и виртуозный, и показывает он в нëм те свои качества, что и в позавчерашнем “Исламее” Балакирева, что имеет, конечно, право на существование. Сам же я склонен играть этот концерт несколько иначе.
Ближе к концу, во время “мерцания звëзд” репризы, исполнитель проявил и лирическую сторону дарования, жаль, что это было относительно недолго.
Следом вышел на сцену Фалес Юн Хей Чан с первой частью концерта Шумана. И меня сразу привлекло его звучание — выстроенное, как бы дом с вольготным вальяжным пространством внутри. И в этом доме, как кажется, людям жить вполне приятно. Вот стол, вот бюро, а вот и вид из окна на цветущие груши, и беседка в этом саду, да, конечно же в начале разработки, в ля-бемоль мажоре.
Вот всë ясно — где что, всë с ощущением красоты и логичности, контролирует себя музыкант просто превосходно. Может, чуточку отстранëнно, но это с моей стороны уде субъективизм. Право на существование такая интерпретация имеет – более чем. Очень крутая на самом деле игра. Превосходный Шуман.
Ждëм завтрашнего дня — второго дня финальных прослушиваний, а с тем, ни много ни мало, кульминации всего конкурса!