Участник Grand piano competition – 2024 Кирилл Роговой — о конкурсах, коллегах, кумирах, сценическом волнении и педагогике.
— Мы беседуем с тобой в преддверие конкурса Grand Piano Competition. Ты уже опытный конкурсный боец, и почти всякий раз завоевываешь первые места или Гран-при. Как конкурсы помогают тебе по жизни?
— У меня никогда не было цели занять первое место. Были случаи, когда мне не удавалось пройти отбор, но я всегда понимал причину этого и старался исправить свои недостатки.
На данном этапе моей жизни подобные музыкальные мероприятия – основной карьерный двигатель, да и в принципе возможность проявить творческую жилку. Ведь пока что я играю не так много концертов – бывают иногда, но не постоянно. А выступление на конкурсе мотивирует выучить большой репертуар, хорошо его исполнить, проявить себя в полной мере. Для этого нужно прикладывать много усилий. Для меня это очень важно.
— Когда проигрываешь или даже не проходишь отборочное прослушивание, бывает обидно?
— Немного да, потому что всегда есть ожидания. Но я стараюсь принимать и такие нерадостные новости. Всегда и во всём нужно, в первую очередь, искать плюсы.
— А как вообще ты настраиваешь себя перед такими серьёзными испытаниями? В чем особенность твоей подготовки к конкурсам?
— Занимаюсь еще усерднее. Перед конкурсом у меня увеличивается количество самостоятельных занятий, чаще проходят уроки с педагогом.
Сейчас мне уже легче готовиться, так как учеба закончилась. Но вот когда я готовился к конкурсу «Созвездие» в апреле, то несколько месяцев практически не посещал школу. Но вообще, я сам стараюсь организовать свою жизнь так, чтобы сильно не уставать даже в такие периоды.
— Успел сдать долги?
— Да, и даже на отлично!
— Сколько времени ты обычно проводишь за фортепиано?
— Сейчас я занимаюсь в среднем 4-5 часов, иногда больше.
Но нужно еще учитывать, что занятие может происходить не только за инструментом. Например, когда ты идешь по улице и поешь про себя всю свою программу, пытаешься понять, как хочешь сыграть эту музыку. Потому что прежде чем садиться за инструмент, надо осознать свои намерения. Сидя за столом могу разучивать и какие-то технические моменты. Лучше сначала всё отрабатывать без инструмента.
— Как возникла мысль подать заявку на конкурс Grand Piano Competition?
— Эта идея возникла у моего педагога – Натальи Владимировны Трулль. Ведь Grand Piano Competition – это очень значимое событие в мире музыки. Она мне предложила, а я с удовольствием согласился.
— Как ты себя ощущаешь в обстановке музыкальных конкурсов?
— Конкурсы бывают разные. Есть конкурсы-фестивали, как Grand Piano Competition или «Созвездие».
Но я успел уже поучаствовать в конкурсах, где с каждым туром отсеиваются участники, когда действительно есть момент конкуренции. В таких конкурсах ты нервничаешь сильнее, потому что можешь не пройти – а ты ведь старался, учил программу на финальный тур и не прошел… обидно.
— Испытываешь ли волнение перед выступлением?
— Обычно я очень сильно волнуюсь, но эти эмоции целиком направлены на творчество. Волнение у меня возникает главным образом из-за чувства ответственности. Тем более, ты всегда предвкушаешь встречу с незнакомой публикой!
— А как ты справляешься со своими переживаниями?
— Я работаю над собой и стараюсь постепенно избавляться от страха. Бывало и такое, что при нервишках у меня трясутся руки или ноги. Но в последнее время ничего подобного за собой я уже не замечаю, перед выступлениями чувствую себя более спокойно и уверенно.
— Что тебе помогло, и какой совет можешь дать другим музыкантам?
— Самое главное, что мне помогает и что бы я посоветовал другим музыкантам, – нужно убрать из головы мысль о том, что ты можешь не понравиться. Всё-таки не просто так говорят про музыкантов, что мы служим искусству. Именно вот это ключевое – «служение искусству», а не кому-то! Держу это у себя в голове всегда.
— Часто ли тебе приходилось выступать за пределами Москвы?
— Играл в Санкт-Петербурге, Ярославле, Сочи. География моих выступлений не так обширна пока. Я всегда более собран в новом для себя городе.
— Будешь за кого-то болеть или за кем-то следить на конкурсе?
— Я обязательно буду следить за нашими ребятами из ЦМШ: за Елисеем [Мысиным] (мы с ним учимся у одного педагога), Захаром [Внутских], Львом [Бакировым]. Мне интересно, насколько эффектно они проявят себя. Но вообще, на конкурсе будут ребята и из других стран, и мне тоже любопытно, как они играют.
— Ты пересматриваешь свои записи с концертов?
— Если они есть, то всегда стараюсь посмотреть, обнаружить свои недочеты.
Когда смотрю видео, то стараюсь отключить свою голову от того, что это играю я. Ведь когда знаешь о том, что это играешь ты, сразу начинаешь получать удовольствие (ну, по крайней мере, так лично у меня происходит), то есть я превращаюсь в слушателя! А мне важно проанализировать критически, как я, например, звучу или смотрюсь на сцене. Да и ошибки технического характера тоже улавливаю.
— Кто твой главный критик?
— Мой педагог.
— Пианисты ведь бывают разные – кто-то более эмоционален на сцене, кто-то менее. А ты?
— Я всегда говорю так – «все должно быть естественно». Если я на самом деле испытываю эмоции, которые меня заставляют как-то изменить выражение лица, воздействуют на мимику, то почему этого не может быть? Но для меня все-таки ближе проживать всё внутри. Это выглядит более естественно, по-настоящему.
— Ты уже играл с оркестром. Каково это ощущение?
— Это особое чувство! Ведь ты выходишь играть не один, а с огромным ансамблем музыкантов. А если с дирижером находится контакт – это вообще замечательно.
— Тебе больше нравится играть сольно или с оркестром?
— Наверное, я пока не могу ответить на этот вопрос, еще не разобрался до конца. Но, наверное, мне проще все-таки играть с оркестром. Потому что не один. Я тогда меньше волнуюсь.
— Ты в Москве живёшь уже второй год. Скучаешь по родному Иловайску?
— Особо уже не скучаю. В Москве я чувствую себя очень хорошо, почти как дома. И мне кажется, что ощущение «дома» создается людьми, которые тебя окружают. Для себя я таких людей нашел – это мои друзья, воспитатели в интернате. Да, я скучаю по родителям, но домой ехать не хочется.
— Какое произведение в конкурсной программе твое любимое?
— «Рапсодия на тему Паганини» из оркестрового тура.
— А какое требует от тебя максимального количества усилий?
— Наверное, 32 вариации Бетховена. Вообще, Бетховен – это особый стиль, особое чувство. Это эмоции, которые не похожи на то, что мы испытываем сейчас в современной жизни. Мне поэтому его труднее передать.
— Какие такие эмоции есть в музыке Бетховена, которые нам сейчас сложно прочувствовать?
— Бетховен — это такой человек (задумывается)… Очень трудно объяснить, это просто надо один раз послушать!
— Какие композиторы тебе близки в исполнительском плане?
— Шопен, Рахманинов – романтики. Но вообще, я стараюсь пробовать разное. Потому что различные стили предполагают специальные исполнительские задачи. И надо каждый раз прорабатывать свои слабые места.
— А есть такое произведение, которое ты еще не играл, но очень хочешь исполнить?
— Таких много. Но первое, что приходит на ум, это Третий концерт Рахманинова.
— Кого слушаешь из исполнителей?
— Я очень люблю записи Григория Соколова, Клаудио Аррау.
Кстати, этого грандиозного пианиста я открыл для себя совсем недавно. Аррау оказался мне очень близок по стилю, и я стараюсь даже какие-то моменты у него перенимать. То, что он делает, мне по-настоящему нравится.
— Ты в таком возрасте, когда хочется поиграть в футбол, погулять с друзьями, а ты сидишь и занимаешься за инструментом. Как отдыхаешь от фортепиано?
— Начну с того, что я просто не люблю футбол. Но в своей жизни я стараюсь не исключать возможность отдыха. Люблю бездельничать, поваляться подольше в кровати, но всё же в разумных количествах! Нельзя же ведь без остановки работать.
— Если не любишь футбол, то что тогда?
— Моя страсть – настольный теннис. Люблю и просто погулять, это разгружает голову.
— А какие у тебя планы после конкурса?
— Прежде всего, я хочу отдохнуть, и уже запланировал себе поездку на море. Потом у меня много репертуарных планов. Я уже выбрал концерты, которые хочу выучить в следующем году.
— Что тебя восхищает?
— Восхищаюсь театром, именно актерской игрой. Часто хожу в драматические театры, особенно люблю Малый театр.
— Не думаешь получаешь второе образование в театральном вузе?
— Нет! (улыбается) Я просто наслаждаюсь ремеслом других. А сам я очень люблю читать стихи. Часто читаю их в школе на разных праздниках.
— Слушаешь ли ты вообще что-то помимо классической музыки?
— Слушаю и много. У меня нет одного любимого исполнителя, но могу выделить Земфиру. А так, я люблю разные песни лирического содержания, спокойные по характеру. В рок я еще сильно не вникал, но очень хочу познакомиться подробнее с этим жанром.
— О чем ты мечтаешь?
— Я мечтаю быть счастливым по жизни. Хочу, чтобы моя профессия мне приносила радость. Хочу преодолеть все трудности, которые встретятся на моем пути, и именно от этого хочу получать истинную радость.
— А сейчас ты считаешь себя счастливым человеком?
— Да!
— Кем ты себя видишь через 10 лет?
— Как же это далеко! Я не знаю, что будет через 10 лет.
В профессии я вижу себя концертирующим пианистом, хочу много выступать. У меня есть предрасположенность к преподаванию. Я чувствую, что у меня есть нечто, чем я могу и хочу поделиться, – своим опытом и знаниями. Я даже часто помогаю своим друзьям-пианистам. Мы постоянно обмениваемся впечатлениями. Поэтому я бы, наверное, хотел стать еще и музыкальным педагогом лет через десять.