![Елисей Мысин](https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2021/06/elisey-mysin.jpg)
Участник Grand piano competition Елисей Мысин — о творческих планах, отдыхе и самостоятельных занятиях.
— Елисей, мы разговариваем в преддверии конкурса Grand Piano Competition. Ты победитель различных соревнований – зарубежных и отечественных. Скажи, что для тебя значит этот конкурс.
— Для меня, прежде всего, это опыт, огромный опыт. Конкурсы на самом деле нужны для того, чтобы тебя узнавали, приглашали давать концерты на больших площадках. Однако на конкурсах намного сложнее играть, чем на концерте, потому что требуется максимально чистое исполнение, надо справиться со всеми техническими деталями.
На концертном вечере тоже, конечно, надо стараться, но там ты испытываешь особое удовольствие, поскольку играешь для слушателей, а не для взыскательного жюри.
— Что меняется в твоем рабочем графике перед конкурсом?
— Наверное, я занимаюсь немного больше обычного.
— На сколько?
— Всегда по-разному. Если дело идет совсем туго, могу ограничиться двумя часами. В среднем – три-четыре часа. До пяти очень редко доходит.\
Я не вижу смысла в долгих упражнениях; главное – работать с головой и вкладывать в занятия всю душу. Если бездумно заучивать всё руками, то можно и аппарат повредить.
— В твоей карьере были проигрыши на конкурсах?
— Нет (улыбается).
— Ого! Как ты готовишь себя к таким успехам? Что делаешь перед конкурсом?
— Морально особо никак себя не подготавливаю. Я целиком погружен в музыку, стараюсь всю ее прочувствовать.
— Волнуешься?
— В целом нет. Хотя волнения больше, чем перед обычным концертом.
— Чем Grand Piano Competition отличается от других музыкальных соревнований?
— Здесь ты в любом случае играешь два тура – и сольно, и с оркестром. И в этот раз, как я знаю, мы будем играть с потрясающим дирижером Иваном Никифорчиным.
На этом конкурсе будут объявлены аж пять лауреатов и присужден Гран-при! Я уже давно не участвовал в российских состязаниях, последнее было в 2020 году. Поэтому Grand Piano Competition для меня еще и роднее моих последних зарубежных конкурсов – в Китае, в Америке, в Германии…
— Что мотивировало тебя подать заявку?
— Это достаточно престижный конкурс, и в качестве одного из специальных призов ты можешь получить концертные выступления, допустим, в Большом зале консерватории или на других престижных площадках. Что удивительно, в Большом зале я ни разу еще не играл!
— Ты говоришь о концертах, а главным призом является рояль. Тебя это не вдохновляет?
— Рояль тоже хотелось бы получить. Я всю жизнь мечтал о рояле. Ведь пианист и рояль – единое целое.
На самом деле, не так давно моя мечта осуществилась. До сих пор не могу в это поверить! На день рождения я получил роскошный подарок от фонда «Благовест». Его президент Зинаида Федоровна Драгункина сделала для этого всё возможное. Я очень им благодарен!
Но ведь два рояля лучше, чем один (улыбается). Тем более, когда инструмент выигран на конкурсе, – это большая честь и признание!
— В чем ты видишь разницу между выступлениями за границей и на российских сценах?
— Наверное, мне здесь немного проще играть: знакомый зал, рояль, своя публика. В общем, все свое, а за рубежом все чужое.
— Чему тебя учат конкурсы?
— С каждым выходом на сцену я приобретаю всё большую уверенность, профессионализм.
— Как себя чувствуешь в конкурсной атмосфере?
— На конкурсах у меня всегда возникает чувство большой ответственности. Ведь всё надо исполнить наилучшим образом.
— Чувствуешь конкуренцию? Например, многие конкурсанты Grand Piano Competition учатся вместе с тобой.
— Как бы мы ни были дружны с ребятами, мы все-таки конкуренты. Но мне нравится, что есть эти пять лауреатских мест. Этот момент как-то нас всех уравнивает.
— Ты занимаешься на фортепиано уже около десяти лет. Волнуешься перед выходом на сцену?
— В том-то и дело, что из-за большого концертного опыта волнения уже нет. Перед выступлениями на концертных вечерах вообще не переживаю. Перед конкурсами, как уже говорил, есть немного. Но всё же самое главное – играть музыку, в любой ситуации.
— Будешь за кого-нибудь болеть?
— Мне бы хотелось, чтобы Захар Внутских получил звание лауреата. Он этого достоин! Буду смотреть за выступлениями Кирилла Рогового – он со мной учится у профессора Наталии Владимировны Трулль.
— Ты считаешь честным, что 16-летние ребята соревнуются вместе с музыкантами в возрасте 11-13 лет?
— Даже не знаю. Для меня это немного странно. Потому что различия между игрой музыканта 12-летнего и 16-летнего очень велики. Ведь чем ты взрослее, тем лучше понимаешь музыку.
Кирилл Роговой: «Главное – не понравиться, а “служить искусству”»
— Чем руководствовался, когда подбирал конкурсную программу?
— С моим педагогом мы специально включили в программу Piano-Rag-Music Стравинского, ведь это сочинение привлекает внимание, хотелось закончить программу ярко, чем-то виртуозным. Да и в целом мне нравится творчество Стравинского.
Вообще, музыка XX столетия мне близка – Прокофьев, Шостакович, Барток. Однако с музыкой нашего века я еще толком не знаком.
Дмитрий Онищенко о Grand piano competition – 2024. Второй день первого тура
— А в целом, какие композиторы тебе особенно близки?
— Шопен и Моцарт – самые близкие по духу. Еще Рахманинов. А вообще, вся моя программа состоит из музыки моих любимых композиторов!
— А какое произведение из конкурсной программы дается сложнее всего?
— Вариации Гайдна. И Четвертое скерцо Шопена по музыке очень сложное. Нужно же не только технически справиться, но и головой его понять.
— Ты же и сам композитор, сочиняешь музыку. Есть сейчас что-нибудь в работе?
— На самом деле, я уже долгое время ничего не сочинял. Нет времени, да и желания тоже, особого состояния, вдохновения.
— А что сочинял раньше?
— Это были маленькие пьесы, часть концерта. Возможно, в будущем я вернусь к этому, но пока еще не знаю.
— Часто импровизируешь?
— Бывает, когда увлекаюсь занятиями. Могу отключить голову и поиграть разные красивые мелодии.
— Пересматриваешь записи своих прошлых выступлений?
— Возможно, тогда, когда предстоит исполнить на концерте пьесу, которую я до этого уже играл. Вот я и переслушиваю свои прошлые записи –вспоминаю детали. Просто так не слушаю. Мне важнее мнение Наталии Владимировны. Она мой главный критик.
— Ты уже играл с оркестром. Каково это?
— Это очень интересно! Потому что нужно уметь слушать кого-то кроме себя. Выступать с оркестром – это вообще тонкое дело: где-то солист должен прозвучать, а где-то оркестру надо показать себя.
— Волнительно?
— Я играю с оркестром с пяти лет, поэтому уже не волнуюсь!
— Лучше, чем играть одному?
— Мне интереснее коммуницировать с оркестром.
— Что можешь вспомнить из своего богатого опыта?
— Недавнее выступление в Уфе, с замечательным оркестром Республики Башкортостан под руководством Дмитрия Крюкова. Дмитрий – очень компетентный дирижер. Мы везде совпали, он меня всё время внимательно слушал.
— Как ты проводишь свободное время?
— Начну с того, что у меня есть две собаки – Вольфганг и Людвиг. Йоркширские терьеры, один золотой, а другой черный. Люблю с ними гулять. Еще я очень люблю путешествовать и смотреть архитектуру, особенно в других странах. До́ма иногда могу поиграть в компьютерные игры, посмотреть фильмы.
— Какой твой любимый фильм?
— «Зеленая книга» – о джазовом пианисте.
— Что тебя вдохновляет?
— Разные цели. Я их сам ставлю и иду к ним. Еще играть на больших сценах, играть для публики – очень вдохновляет.
— Кого любишь слушать из пианистов?
— Мне больше всего нравятся исполнители XX века – Рихтер, Нейгауз, Оборин. Старая школа. Из современных – Марта Аргерих, Кристиан Циммерман, Денис Мацуев. Восхищаюсь моим профессором, очень нравится молодой пианист Илья Папоян.
— А тебя привлекают другие профессии?
— Нет, я знаю, что не смог бы заниматься ничем другим, кроме музыки.
— Какие у тебя планы после конкурса?
— Я наконец-то поеду в отпуск, но не сразу: На другой день после конкурса мне надо улетать в Грецию. Там у меня концерт в Афинах: буду играть на площадке каменного театра Одеон Герода Аттика в отмечаемый 21 июня Всемирный день музыки. Это невероятно и очень волнительно, и зал уже раскуплен. И я смогу побывать в Парфеноне!
— О чем ты мечтаешь?
— Мечтаю сыграть в венском Музикверайн. Это великая сцена…
— Кем ты себя видишь через десять лет?
— Концертирующим пианистом.
Анна Коломоец