![Денис Мацуев. Фото - Евгений Евтюхов](https://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2024/06/denis-matsuev-jeans.jpg)
Конкурсный марафон пятнадцати юных участников IV Grand Piano Competition завершился неформальным, даже для склонного к экспромтам худрука конкурса Дениса Мацуева, итогом — 9 лауреатов вместо пяти и 2 гран при.
Этот результат не был проявлением чрезмерной щедрости членов жюри — известных педагогов и пианистов, среди которых Рена Шерешевская, Фредди Кемпф, Винченцо Бальцани, Хидеко Кобаяши, Максим Могилевский, Юстус Франц, Валерий Пясецкий.
И все потому, что юные исполнители не только играли сложнейший фортепианный репертуар – Листа, Скрябина, Прокофьева, Балакирева, демонстрируя свою экстравиртуозность, но и представили неординарные музыкальные интерпретации, неожиданные, свежие и одновременно глубокие: будь то, словно переливающиеся перламутром, прелюдии Шостаковича в исполнении Варвары Зарудневой или жесткий звуковой «апокалипсис» в «Ночи на Лысой горе» Мусоргского-Худолея-Дубова, или напомнившая вдруг о «Симфонических танцах» Рапсодия на тему Паганини Рахманинова в исполнении Кирилла Рогового.
Впечатляла и сверкающая холодной сталью Третья прокофьевская соната у Владимира Рублева, и гибкое благородное Andante spinato и большой блестящий полонез Шопена у Ивана Чепкина, и жемчужные ожерелья тихих пассажей во Втором шопеновском концерте у Елисея Мысина и мн. др.
Кирилл Роговой: «Главное – не понравиться, а “служить искусству”»
И хотя гран при, рояли Yamaha, достались только двоим – Льву Бакирову и Кириллу Роговому, но каждый из участников Grand Piano Competition был чрезвычайно интересен и в сольной программе, и в концерте с оркестром. Кстати, аудитория у этих юных музыкантов во время конкурса увеличилась в сотни раз: по статистике конкурсные трансляции смотрели более полутра миллионов человек в разных странах мира.
В любом случае, Grand Piano Competition – это не просто конкурс, это бренд, под маркой которого продвигаются в концертную жизнь новые поколения молодых пианистов. Все «грандпиановцы» участвуют в проектах Дениса Мацуева – «Звезды на Байкале», «Crescendo», «Диалог поколений».
Их имена включает в афишу и Московская филармония, имеющая собственную сеть программ продвижения молодых музыкантов. Юным пианистам предстоит участие и в проектах Валерия Гергиева, Владимира Спивакова, Юрия Башмета, Александра Сладковского и мн. др.
О том, какие перспективы открывает пианистам Grand Piano Competition и как оценивает итоги прошедшего конкурса его худрук Денис Мацуев, он рассказал специально для ClassicalMusicNews.Ru.
— Девять лауреатов и двойной гран-при – другие варианты итоговых решений даже не обсуждались?
— Могу сказать так, что я уже лет тринадцать сижу в жюри – и в моих проектах Astana Piano Passion, Grand Piano Сompetition, и на конкурсах Чайковского, Рахманинова, но на этом Grand Piano уровень конкурсантов оказался совершенно запредельным. Это было неожиданно даже для нас, хотя многих участников мы знали по «Новым именам».
По итогам двух туров можно было бы еще больше лауреатов выбрать, но тогда надо вообще убирать слово Competition и делать просто фестиваль, что означает — потерять интригу. У нас же все складывалось так, что даже в день награждения никто из членов жюри совершенно не представлял, как может решиться вопрос гран при после концерта.
У всех уже после первого дня оркестрового тура было такое потрясение, что, помню, мы собрались в нашей комнате жюри и никак не могли разойтись, обсуждали взахлеб свои впечатления: как такое возможно! Всем нам казалось настолько несправедливым давать рояль только одному из этих ребят! Но рояль-то был один, мой собственный!
Денис Мацуев: «Для Гран-при я припас свой собственный рояль»
И все-таки после заключительного концерта мы приняли решение дать два гран при! Теперь предстоит найти второй рояль.
Но главный результат – это не один или два рояля, а то, что появилась совершенно удивительная новая команда «грандпианщиков», которая, надеюсь, пойдет дальше во взрослые конкурсы.
— Поразило, что практически у всех в программе были сочинения экстра-сложности – «Исламей» Балакирева, «Лезгинка» Ляпунова, Третий концерт Прокофьева и т.д., с которым они справились не только в технически-виртуозном плане.
— А Пятая соната Скрябина! Меня поразило даже не то, что они в таком юном возрасте могут играть такие произведения — мы это уже проходили на Grand Piano! Но я имею ввиду художественные образы, которые они создавали. И здесь, конечно, заслуга их педагогов, которые сделали очень внятные программы – и по сложности, и по художественному смыслу, и по их развитию на сцене. Эти программы подчеркивали все плюсы юных пианистов. Некоторые вообще играли настоящий живой концерт!
А как они уверенно чувствовали себя с оркестром! 12-летний китаец Йи Ан играл первую часть Второго рахманиновского концерта: там сложный текст в звуковом плане – каденций нет, только темы с арпеджио, и надо, чтобы тебя элементарно было слышно. Но после аккордов вступления, когда начались арпеджио, он был даже громче оркестра, игравшего тему. Я знаю, что это чрезвычайно трудно сделать в техническом плане.
Конечно, отдельное спасибо за такой второй тур Госоркестру имени Светланова и Ивану Никифорчину. Они проделали титаническую работу. Что греха таить: обычно для оркестра конкурс – это аккомпанемент, сыграли-разбежались. Но только не для Госоркестра, с которым мы вместе на Grand Piano с первого нашего конкурса.
А Ваня Никифорчин – невероятный дирижер с фантастической техникой, с мгновенной реакцией. Все они – и дирижер, и музыканты оркестра были так сконцентрированы, так хотели, чтобы у каждого все получилось!
Этот оркестровый тур точно войдет в историю Grand Piano и, думаю, он никого не оставит равнодушным во всем мире. А у нас уже есть статистика, что нас смотрели в 52 странах.
Да, результатом этих просмотров стало то, что Лукас Шиш из Швейцарии, запомнившийся своим живым, лучезарным моцартовским концертом, получил в режиме телефонного звонка во время церемонии приглашение от Высшей Парижской школы музыки имени Альфреда Корто выступить у них с сольным концертом.
— Он абсолютное открытие, конечно. Ему надо заниматься, ему надо делать пальчики, чтобы все у него было. Он очень музыкальный. Мы, кстати, часто слышим, что, вот, в таком раннем возрасте эти вундеркинды играют концерты, срывают успех, а потом уходят в небытие. Но доказательством обратного является список наших прежних лауреатов Grand Piano
– Саша Малофеев, Саша Довгань, Сандро Небиеридзе, Ева Геворгян, Сережа Давыдченко, Иван Бессонов, Валентин Малинин и другие. Их выступления расписаны на годы вперед. Саша Довгань открывает Люцернский, Зальцбургский фестивали, играет в Шанз Элизе, в Консертгебау под патронажем знаменитого Франко Паноццо, импресарио Григория Соколова.
Саша Малофеев за последние два года выступил со всеми самыми известными оркестрами мира. И это главное доказательство того, что не надо бояться в таком возрасте давать сложные программы, выступать на конкурсах. Еще как надо, потому что они играют, любят это дело и они показывают такое мастерство!
— Но что сегодняшних «грандпиановцев» ожидает в их международной карьере? Те, кто выступали на предыдущих конкурсах, успели еще до известных событий получить ангажементы.
— Я думаю, что для детей ничего не изменится, потому что, слава богу, их никто не трогает. Все контакты у нас есть. И, естественно, импресарио, директора смотрят нас и будут их приглашать.
Уже сейчас есть предложения – начиная с Абхазии и заканчивая Европой, Америкой. Так что, несмотря на общую ситуацию, я уверен, что будет все нормально.
— По биографиям российских конкурсантов видно, что все они родом из региональных школ, но сейчас занимаются в Москве с ведущими педагогами. Все они прошли через систему «Новых имен»?
— Да, почти все они «новоименовцы», и всех их, кроме Кирилла Рогового и Ивана Чепкина, я знал еще до конкурса.
Захар Внутских попал к нам из небольшого городка Полазна Пермского края, Лев Бакиров – тоже из Перми. Володю Карякина мы взяли из Воронежа, а Елисея Мысина, еще пятилетнего, из Ставрополя, Володя Рублев из Сочи.
Все они незаурядные таланты и давно шли к этому конкурсу. Но для меня было открытием, что они не только здорово играют, но и осознают глубокие вещи в музыке. Как можно в возрасте 12 лет играть Третью сонату Прокофьева так, как сыграл Рублев! Или, что может быть лучше, чем то, как Варя Заруднева сыграла концерт Мендельсона! А как сыграла концерт Равеля 12-летняя китаянка Цзичин Лин!
Хотя Китай – это отдельная история. Я только что вернулся в очередной раз из Китая, где мне с часу ночи до трех показывали юных пианистов 12-13-ти лет. Так вот, один из них сыграл все Трансцендентные этюды Листа, другой сыграл 12 этюдов Шопена, а третий сыграл 12 прелюдий Рахманинова. И у меня слезы были на глазах – даже не от того, что они все это играют, а от того, что они уже мастера.
Это результат того, что на протяжении 25-ти лет Китай вкладывает в классическую музыку столько же, сколько и в спорт. И когда сейчас говорят, что азиаты сидят за инструментом по 15 часов и играют, как бездушные машины, это абсурд, потому что все это прошло давным-давно! И по сути, сегодня любой мировой конкурс – это борьба русской школы и азиатской, наполовину тоже русской.
Китайцы ведь начинали с того, что скупали наших педагогов – из Москвы, с Дальнего Востока, из Сибири. А сейчас там появилось новое поколение своих китайских педагогов, которые выросли на русской школе. Там есть феноменальные педагоги, которые учат музыке, а не только технике.
Ну, а на нашем Grand Piano выступали очень хорошо наученные и очень талантливые дети. Что меня в них подкупает, так это то, что они не ботаники, они увлекаются спортом, владеют языками – абсолютно нормальные дети.
Я им всем говорю, если у нас кто-то стал лауреатом, а кто-то — дипломантом, это не означает, что дипломант играет хуже. В любом случае, у всех один путь — с завтрашнего утра снова идти к инструменту, заниматься, делать новый репертуар, совершенствовать тот, который уже играли. Теперь когда они все стали «грандпиановцами», ответственность их еще возрастает.
Беседовала Ирина Муравьева