30 июня 2024 в московском Евангелическо-лютеранском соборе Святых Петра и Павла прозвучит 100-е произведение в цикле «Все кантаты Баха». В преддверии этого события Наталия Сурнина напомнила историю проекта и попросила его ключевых участников подвести промежуточные итоги в 100 словах.
Завершается седьмой сезон цикла «Все кантаты Баха с Романом Насоновым» — титанический проект Фонда Collegium Musicum и его руководителя, дирижера Олега Романенко. Для всех участников грядущий вечер знаменует важную веху, так как число исполненных кантат достигнет 100, а значит — пройдено полпути: исполнена половина из двух сотен церковных кантат Баха.
Уникальный по меркам не только России, но и всего мира проект начался в 2017-м, в год празднования 500-летия Реформации. Тогда Олег Романенко вдохновился подкастом известного музыковеда, знатока истории духовной музыки, доцента Московской консерватории Романа Насонова «Литургический год с Бахом» и задумал исполнить в пространстве собора Святых Петра и Павла все церковные кантаты великого мастера.
В первый момент казалось, что намеченная цель почти недостижима, но дорогу осилит идущий. В конце концов, Баху тоже было непросто: ему тоже катастрофически не хватало времени и финансирования, а возможности сочинять кантаты циклами пришлось ждать даже не годы, а десятилетия. Уникальная по масштабу инициатива Collegium Musicum продолжает жить седьмой сезон, за плечами уже 98 исполненных кантат и первая редакция «Страстей по Иоанну». 30 июня список пополнят 99-я и 100-я по счету кантаты.
За эти годы многого удалось достичь. Сложился уникальный формат вечеров, где соединились музыка, слово, особая атмосфера и акустика собора. Исполнение кантат предваряют звучание органа и комментарий Романа Насонова, не просто позволяющий взглянуть на механизмы веры и творческого метода Баха, но пронзительный и актуальный. Своего рода кульминацией не только седьмого сезона, но и всей первой половины пути можно считать исполнение первой редакции «Страстей по Иоанну», приуроченное к 300-летию премьеры этого опуса.
Преобразился и стал настоящим сообществом единомышленников инструментальный ансамбль Collegium Musicum, в котором солируют ведущие барочные музыканты: скрипачи-концертмейстеры Сергей Фильченко и Татьяна Чулочникова, гобоист Филипп Нодель, виолончелист Александр Гулин, трубачи Леонид Гурьев и Александра Михеева, флейтистка Ульяна Живицкая, валторнист Фёдор Яровой; участником проекта был фаготист Михаил Шиленков, безвременно покинувший мир в этом году.
Растет новое поколение барочных инструменталистов: в ансамбле постоянно играют виолончелистка Ангелина Николовска, гобоистки Аглая Голубева и Ева Озерова, трубачи Дмитрий Кодиков и Глеб Верещак, флейтист Георгий Абросов, фаготист Иван Локтионов.
Сложился блистательный квартет вокалистов — Мила Фраёнова, Анастасия Бондарева, Михаил Нор, Владимир Красов. Благодаря полученному в проекте уникальному опыту все они очень востребованы на большой академической сцене в барочном репертуаре.
Нельзя не вспомнить и участников первых сезонов Екатерину Либерову и Евгения Скурата. А Даниэль Сальвадор — титулярный органист Папской базилики Святого Михаила в Мадриде, постоянный участник проектов Collegium Musicum, — буквально пишет собственный сюжет в этом цикле: если у Баха не находится органной прелюдии на тему хорала, процитированного в кантате, Даниэль сочиняет ее сам.
Исполняются кантаты по современной научной редакции издания Carus Verlag, а некоторые опусы требуют от исполнителей серьезной текстологической работы. Олегу Романенко пришлось погрузиться в изучение не только особенностей стиля, но и специфики барочных музыкальных инструментов: натуральную трубу для кантатных вечеров заказывали на севере Италии, за кулисной трубой пришлось отстоять двухлетнюю очередь в Нидерландах.
Орган-позитив несколько лет строил в Санкт-Петербурге мастер Павел Чилин, мотор и часть металлического регистра сделали в Германии; 30 июня этот красавец впервые зазвучит в соборе.
Еще одним важным завоеванием баховского цикла Collegium Musicum стала публика. Поначалу казалось, что регулярные кантатные вечера — невостребованный в наших широтах концертный жанр, но за семь лет сложилось и сообщество слушателей; то, как год от года росли число и степень вовлеченность публики, — настоящее чудо, которое рождалось из сопричастности исполнителей и слушателей к великой музыке Баха. Причем слушают ее не только москвичи. На концерты специально приезжают люди из других городов России, а благодаря регулярным трансляциям на YouTube аудитория стала всемирной.
В честь завершения седьмого сезона и исполнения 100-й кантаты семеро участников цикла говорят о проекте в 100 словах.
Роман Насонов:
Семь сезонов. Сто исполненных кантат. Надеюсь, что своими трудами мы заложили прочную традицию исполнения церковной музыки Баха в России. Великий композитор писал кантаты не по отдельности, а годовыми циклами. Любимые филармонической публикой Пассионы — их часть. Ни Бах, ни его современники не мыслили Страсти вне окружения кантат, а кантаты — в отрыве от проповеди пастора, изложения веры в лютеранских песнях и риторики церковного органа.
Придуманная нами форма духовного концерта — нигде такой больше нет — возрождает эту цельность смыслов сегодня. Впечатляет прогресс музыкантов: ансамбля Collegium Musicum под управлением Олега Романенко, превосходного хора, преданных Баху певцов. Низкий поклон слушателям: без вас ничего бы не состоялось.
Даниэль Сальвадор:
Говоря о кантатах Баха, мы говорим об одном из важнейших циклов в истории музыки, стержне творчества немецкого композитора и ключе к его пониманию. Исполнение всех кантат — это, без сомнения, историческое событие для российской музыкальной сцены. Я являюсь одним из участников этого грандиозного цикла с момента его зарождения в сентябре 2017 года. Мне также посчастливилось внести личный вклад в этот проект, исполняя органные прелюдии, связанные с хоралами каждой из кантат, — баховские или собственного сочинения, если таковых не оказывается у Баха. Но, пожалуй, главной ценностью является возможность исполнять эту музыку в кругу моих друзей из Collegium Musicum, прекрасных профессионалов и замечательных людей.
Филипп Нодель:
Для меня как гобоиста участвовать в этом грандиозном проекте великая честь и радость, потому что в двухстах кантатах Баха содержится около двухсот арий с солирующим гобоем, гобоем д’амур и гобоем да качча! Бах оставил настоящий музыкальный памятник первым гобоистам, исполнявшим эту музыку, — Каспару Гледичу и Готфриду Корнагелю, которые, судя по этим гениальным, но непросто написанным партитурам, были искусными музыкантами, а также инструментальным мастерам, которые, очевидно, и изобрели гобой д’амур и гобой да качча. Приходите послушать эти потрясающие произведения, которые редко звучат и которые мы с радостью представляем на исторических инструментах с ансамблем Collegium Musicum и музыкальным руководителем проекта Олегом Романенко!
Мила Фраёнова:
Проект «Все кантаты Баха» под руководством Олега Романенко и Романа Насонова уникален и по масштабу, и по содержанию. Во-первых, большинство из этих кантат звучат в России впервые. Во-вторых, они исполняются на исторических инструментах: в концертах можно услышать не только привычные уже клавесин, барочную трубу и виолу да гамба, но и редчайшие инструменты, к примеру, гобой да качча и кулисную трубу.
Лично мне очень интересно каждый месяц учить по несколько новых кантат и узнавать новую музыку Баха. К тому же в начале проекта, несколько лет назад, я участвовала как скрипачка, в том числе как концертмейстер ансамбля, а теперь выступаю как солистка-сопрано!
Михаил Нор:
В цикле «Все кантаты Баха» я принимаю участие с самого первого концерта. За это время мне довелось познакомиться с Бахом, по сути, заново, и я невероятно рад тому, что это со мной случилось!
Проект дал мне прекрасную исполнительскую базу, познакомил с огромным количеством блестящих профессионалов барочного искусства, творческое взаимодействие с которыми невероятно ценно для меня. Участие в этом цикле обогатило мой репертуар и подготовило к исполнению таких масштабных сочинений Баха как «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». Для меня важно и радостно быть частью прекрасного просветительского проекта и я от души благодарен его инициаторам, создателям и всем моим коллегам!
Владимир Красов:
Для нас, певцов, это богатейший опыт постижения необъятного наследия великого композитора, который невозможно получить больше нигде. В работе каждый раз новая, часто неизвестная для многих музыка. Благодаря глубоким комментариям Романа Александровича Насонова мы имеем возможность осмыслить содержание и особенности музыкальной композиции исполняемых сочинений. Не раз было так, что перед выходом на сцену я слышал выступление Романа Александровича, и выходил с более осознанным пониманием того, что требуется передать в своем исполнении.
Каждый концерт — встреча друзей, огромное удовольствие и счастье от работы в классной команде, которая собралась благодаря Олегу Романенко и наследию Иоганна Себастьяна Баха! Ждем всех разделить с нами эту радость!
Олег Романенко:
Кантаты Баха для меня — не просто великая музыка непревзойденного гения и даже не возможность погружаться в красоту и тонкости HIP, но прежде всего проповедь Евангелия. В кантатах я черпаю духовные силы, они ободряют и укрепляют, обличают и наставляют, помогают пройти тяжелые моменты жизни, дают надежду. Начав цикл в 2017 году, я не понимал, когда смогу завершить его и смогу ли вообще, так как это колоссальная нагрузка, в том числе финансовая. Но с помощью Божьей за семь сезонов мы добрались до «экватора», и 30 июня сыграем сотую из сохранившихся двухсот духовных кантат Баха.
Спасибо всей команде за самоотверженный труд и профессионализм!
Материал подготовила Наталия Сурнина