IV Мастер-курс для дирижёров профессора Юрия Ивановича Симонова прошел с 25 июня по 5 июля 2018 года в Концертном зале им. С. В. Рахманинова и Камерном зале Концертного комплекса «Филармония-2».
Ему ассистировали Алексей Рубин и Игорь Манашеров.
В работе мастер-курса принимал участие Академический симфонический оркестр Московской филармонии, художественным руководителем и главным дирижёром которого является маэстро Юрий Симонов и четыре концертмейстера: Виктория Иванова, Виктория Кузьмина, Азалия Султанова, Людмила Миронова.
Четвёртым этот мастер-курс является для Москвы, а до того Юрий Симонов провел 10 мастер-курсов в Будапеште.
Мастер-курс имеет целью изложение и демонстрацию основных принципов ленинградской дирижерской школы, уточненных и преобразованных в систему, опирающуюся на личный артистический и педагогический опыт Юрия Симонова.
Для мастер-курса маэстро Симонов отобрал различные по характеру и стилю пьесы. Выбор был обусловлен наличием в каждой из них типовых задач, с многочисленными вариациями которых каждый дирижёр вынужден будет иметь дело в течение всей профессиональной жизни.
В ходе индивидуальных занятий (под два рояля и с оркестром) внимание участников было сфокусировано на постановке и решении конкретных исполнительских задач, связанных с модификацией темпов, коррекцией динамики и управлением фразировкой. Значительная часть времени была посвящена работе над мануальной техникой, поскольку степень артистического наполнения процесса дирижирования напрямую связана со степенью технической оснащённости самого дирижера.
Работа с оркестром проходила в зале им. С. В. Рахманинова, а под два рояля – в Камерном зале Концертного комплекса «Филармония-2». Все занятия транслировались в режиме online.
В мастер-курсе 2018 года участвовали 49 человек. Возраст участников от 23 лет до 51 года. География – от Санкт-Петербурга до Сахалина.
Участники мастер-курса были разбиты на две группы – «активную» и «пассивную». «Активную» группу» составляли 12 участников, которые получили доступ к оркестру и с кем маэстро работал индивидуально. Остальные 37 участников составляли «пассивную» группу. Они имели возможность присутствовать на всех занятиях и право в перерывах задавать вопросы маэстро, чем активно пользовались многие участники мастер-курса.
К столу, за которым сидели маэстро и его ассистенты – Алексей Рубин и Игорь Манашеров – каждый перерыв подходили участники с раскрытыми партитурами.
Одна из главных задач ассистентов – следить за временем, чтобы не происходили задержки при смене участников и маэстро мог точно рассчитать количество возможной работы с участником. Также они должны следить по партитуре, чтобы она была открыта на той странице, которая в этот момент звучит со сцены, чтобы Юрий Иванович мог отметить фрагмент, который он хотел бы повторить с участником.
Со своими обязанностями Алексей Рубин и Игорь Манашеров справились отлично. Ни при перемене участников, ни при обращении маэстро к партитуре не было ни одного сбоя или задержки – смена участников происходила не более, чем за минуту.
Состав «активной» группы был лабилен: если по уважительной причине кто-то не мог заниматься, то вместо него приходил один участник из «Пассивной» группы. Так Игорь Мокеров (Москва) на последних занятиях заменил Андрея Колясникова (Екатеринбург), которого администрация города задействовала на торжественном мероприятии, связанном с чемпионатом мира по футболу.
Но он вернулся и с успехом принял участие в заключительном гала-концерте, а Александр Щуров (Луганск) и Антон Орлов (Москва) заменили внезапно заболевшего Юрия Медяника (Москва).
Занятия мастер-курса прошли в четыре тура, каждый из которых длился два дня. В каждом из них каждый «активный» участник мастер-курса имел по 33 минуты репетиции с оркестром. Маэстро корректировал ход репетиции временами стоял за спиной у участника, дирижируя параллельно с ним, иногда останавливал оркестр, комментируя ошибки участника и давая конкретные рекомендации, нередко сам становился за пульт, чтобы продемонстрировать, как эта партитура должна звучать.
На репетициях под роялей больше внимания уделялось форме исполняемого сочинения и его строению.
Репетиции с оркестром проходили с 11:00 по 15:00. Репетиции под два рояля – с 16 по 19:30.
Репертуар для каждого тура определялся жребием.
В первом туре участники должны были исполнить по две увертюры к операм Карла Марии фон Вебера из следующего списка: «Оберон», «Эврианта» и «Вольный стрелок».
Во втором туре каждый должен был репетировать одну из увертюр Людвига ван Бетховена: «Кориолан», «Эгмонт», «Фиделио». Вторым произведением могло быть: Гектор Берлиоз – вторая часть из «Фантастической симфонии»; К. М. фон Вебер – «Приглашение к танцу»; Джузеппе Верди – увертюра к опере «Сила судьбы».
В программу третьего тура входили: Клод Дебюсси – «Послеполуденный отдыха фавна»; Александр Бородин – Увертюра к опере «Князь Игорь»; Модест Мусоргский – «Танец персидок» из оперы «Хованщина; Антон Дворжак – Славянский танец № 8; Н. Римский-Корсаков – увертюра к опере «Царская невеста»; Иоганн Штраус – Увертюра к оперетте «Летучая мышь».
В четвертом туре – участники должны были исполнить одно из произведений Пётра Ильича Чайковского: «Ромео и Джульетта», Франческа да Римини», «Итальянское каприччио».
Интересен стиль, в каком Маэстро ведет занятия. Его речь изобилует шутками, остротами, дирижерскими байкам, изредка хвалит, похлопывая по плечу или по плечу, чаще критикует, но всегда по делу, но никогда не грубо, а доброжелательно. Надо очень сильно разозлить Юрия Ивановича злостным пренебрежением его рекомендациям и бесконечным совершением одних и тех же ошибок, чтобы он высказался резко.
IV мастер-курс 2018 завершился заключительным гала-концертом 5 июля в зале им. С. В. Рахманинова концертного комплекса «Филармония-2». В гала-концерте за пультом АСО Московской филармонии стояли все 12 участников группы «активов» IV мастер-курса для дирижёров профессора Юрия Симонова.
Программа заключительного гала-концерта
А. Бородин – Увертюра к опере «Князь Игорь». Дирижёр – Алексей Асланов;
К. М. фон Вебер – «Приглашение к танцу, ор. 65. Дирижёр – Григорий Вевер;
М. Мусоргский – «Ночь на Лысой горе» – симфоническая поэма (Редакция Н. Римского-Корсакова). Дирижёр – Андрей Колясников;
К. Дебюсси – «Послеполуденный отдых фавна» – прелюдия по одноименной эклоге С. Малларме, L. 86. Дирижёр – Сергей Шебалин;
Г. Берлиоз – «Бал» (II часть из «Фантастической симфонии», ор. 14. Дирижёр – Александр Щуров;
Д. Верди – Увертюра к опере «Сила судьбы». Дирижёр – Никита Сорокин;
Н. Римский-Корсаков – Увертюра к опере «Царская невеста». Дирижёр – Александр Андрианов;
М. Мусоргский – «Танцы персидок» из оперы «Хованщина». Дирижёр – Эльдар Нагиев;
Д. Россини – Увертюра к опере «Вильгельм Телль». Дирижёр – Дмитрий Руссу;
С. Рахманинов «Вокализ». Ор. 34 № 14. Дирижёр – Алексей Шатский;
А. Дворжак – Славянский танец № 8 соль минор, ор. 46. Дирижёр – Денис Шашкаров;
И. Штраус – Увертюра к оперетте «Летучая мышь», ор. 362. Дирижёр – Николай Цинман.
К сожалению, временные рамки гала-концерта не всем его участникам позволили выступить с наиболее удавшимися произведениями из тех, над которыми они работали в ходе мастер-курса. Я не буду оценивать всех участников группы «активов», но о некоторых из них, произведших на меня наиболее яркие впечатления, свое мнение выскажу.
Практически все участники гала-концерта выступили лучше, чем во время занятий в ходе мастер-курса. Это можно объяснить тем, что на концерте они ощущали бȯльшую творческую свободу – их никто не останавливал, не делали замечаний по технике дирижирования.
Маэстро Симонов сказал участникам гала-концерта, чтобы они мануально дирижировали не обязательно так, как он учил, а так, как им удобнее для достижения максимальной творческой самоотдачи. Ведь слушатели пришли не на урок, а в концерт, и им мало дела до того, насколько дирижер точно следует указаниям педагога, а нужна музыка.
Я помню, как год назад один из участников гала-концерта дирижировал даже без палочки, что Юрий Симонов категорически не приемлет. Но ему это было удобнее, и маэстро не возразил против этого во время гала-концерта. Это свидетельствует о недогматичности мышления Юрия Ивановича и индивидуальности его педагогической методы.
Наиболее яркие впечатления произвели на меня три участника нынешнего мастер-курса: Никита Сорокин, Николай Цинман и Андрей Колясников.
Я обратил внимание на Никиту Сорокина и Николая Цинмана еще на предыдущем мастер-курсе Юрия Симонова. Из этой троицы наиболее академичен в лучшем смысле этого слова Никита Сорокин. У него хороший баланс между рацио и эмоцией, голова четко контролирует его эмоции, но не подавляет их. При этом сердечности в его интерпретациях тоже немало.
У него отличное чувство формы, не всегда традиционное. Так в его исполнении увертюры к опере Верди «Сила судьбы» в гала-концерте он не пытался соединить в одно целое разные её фрагменты, что оставило ощущение некоторой рваности её формы. Мне особо понравился у него «Кориолан» Бетховена и вальс из II части «Фантастической симфонии» Берлиоза.
Очень интересно прозвучала у Сорокина увертюра к опере Бородина «Князь Игорь» и «Итальянское каприччио» Чайковского.
Николай Цинман понравился мне хорошим пониманием стиля исполняемых произведений. Так, у него по-разному звучал оркестр в «Танцах персидок» Мусоргского и в увертюре к оперетте «Летучая мышь» И. Штрауса, которой Цинман блестяще завершил программу гала-концерта.
Музыка увертюры искрилась и почти щипала в носу, как хорошее шампанское. Великолепно и очень романтично Цинман исполнил увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» П. Чайковского.
Андрей Колясников подкупает свежестью и непосредственностью музицирования. Очень хорош был у него «Послеполуденный отдых фавна» Дебюсси. Темпераментно и ярко прозвучала в гала-концерте «Ночь на Лысой горе» Мусоргского.
Еще один замечательный, но совершенно другой был в гала-концерте «Послеполуденный отдых фавна» у Сергея Шебалина.
Невозможно не высказать восхищения Академическим симфоническим оркестром Московской филармонии, находящимся сегодня в прекрасной технической форме. В течение 12 дней оркестр должен был по шесть раз в день воспринимать, понимать и выполнять волю нового дирижера со своей мануальной техникой, зачастую мало понятной для оркестрантов.
Колоссальная нагрузка легла на плечи четырех пианисток – концертмейстеров Московской филармонии: Виктории Ивановой, Виктории Ефимовой, Азалии Султановой и Людмилы Мироновой, которые попарно работали с участниками мастер-курса и блестяще выполнили свою нелегкую работу.
Владимир Ойвин