Документальный фильм «Опера», конкурсный просмотр 39 ММКФ, 23.06.2017.
Режиссёр – Жан Стефан БРОН; оператор – Блэз ХАРРИСОН, звук – Этьенн КЮРШО,
Жером КУЭНДЭ; продюсеры Филипп МАРТЕН, Давид ТИОН.
Производство: LES FILMS PELLÉAS, BANDE À PART FILMS; Франция/Швейцария; 2017
Длительность – 107 мин.
В конкурсной программе 39-го Московского международного кинофестиваля есть, как известно, и документальное кино. 23 июня 2017 года был показан фильм режиссера Жана Стефана Брона «Opera». Он приоткрывает сегодняшнее закулисное бытие Гранд Опера – французской национальной оперы.
Гранд Опера располагает двумя зданиями: Дворцом Гарнье и Оперой Бастилии – название, унаследованное от знаменитой тюрьмы, сметённой на этой площади в 1791 году Великой французской революцией.
Любопытный факт – до решения сделать фильм об оперном театре Брон не был в опере ни разу. Тем не менее, ему удалось пробиться с камерой даже в директорский кабинет Стефана Лисснера, куда обычно вход крайне ограничен.
Непосредственная съёмочная группа состояла из двух человек: режиссёра Стефана Брона и оператора Блэза Харрисона. Съёмочный процесс растянулся на полтора года и в общей сложности на 130 съёмочных дней. Как сказал один из продюсеров фильма Филипп Мартен на пресс-конференции после просмотра, иногда за целый день камеру удавалось включить всего на несколько минут.
Подробного сценария, как у всякого действительно документального фильма, быть не могло. Никто не мог предусмотреть событий, которые попадут в кадр. Никто заранее не знал, что начнутся забастовки и трудности с хором, что в середине сезона уволится главный балетмейстер и что одним из центральных персонажей фильма станет бас-баритон 1993 года рождения Михаил Тимошенко из южноуральского городка Каматкино.
Вадим Журавлев. “(Не)великолепная семерка. Лучшие оперные театры мира вчера, сегодня, завтра”
Фильм открывает сцена прослушивания Михаила и единодушного решения комиссии принять его в труппу театра. На протяжении фильма камера выхватывает эпизоды вхождения молодого певца, поначалу не знающего даже французского языка, в жизнь театра.
Так, сумели поймать его отчаяние после не очень удачного, по его мнению, дебюта, когда Михаил сидит, обхватив голову руками, и произносит единственное за весь фильм русское слово – увы, невоспроизводимое здесь.
Очень интересен эпизод общения Тимошенко с коллегой по тембру голоса – опытным британским басом-баритоном Брином Терфелем, который в присутствии младшего коллеги распевается и сообщает, что готовит партию Бориса Годунова.
Зритель становится свидетелем того, как из малоопытного парня из Оренбургской области получается прекрасный певец, уже прилично владеющий французским. Сейчас в его репертуаре «Волшебная флейта», «Бастьен и Бастьена», Мазетто из «Дон Жуана» Моцарта, Колен из «Богемы» Пуччини, Ассур из «Семирамиды» Россини, Граф Чепрано из «Риголетто» Верди, Ланчетто из «Франчески да Римини» Рахманинова, бас из Мессы си минор Баха и другие партии.
Из череды российских вокалистов, поющих на Западе, мелькнула сопрано Ольга Перетятько с фрагментом арии Джильды «Tutte le feste al tempio» («В храм я вошла смиренно…») из второго действия оперы Верди «Риголетто».
Особо интересны для российского зрителя эпизоды работы дирижёра Филиппа Жордана и режиссёра Ромео Кастеллуччи над постановкой не исполняемой в России оперы Арнольда Шёнберга «Моисей и Аарон».
Смешноватыми показались попытки «оживляжа» постановки введением на сцену живого быка, которого все реально боятся. Этот эпизод лишний раз показал, что жертвами так называемой «режоперы» могут становиться самые прославленные театры.
Уж казалось бы, на Западе, где Библия никогда не была под запретом, итальянский режиссёр из богобоязненной католической Италии мог бы получше знать Пятикнижие Моисеево. Там в книге «Исход» (32:1-5) написано, что народ потребовал от Аарона отлить серебряного тельца, чтобы поклоняться ему, пока Моисей мешкает на Синае. Живым животным евреи не поклонялись никогда. Не перепутал ли Кастеллуччи с быком Аписом, которому поклонялись древние египтяне? Или с чем-то индуистским?
Вряд ли стоило нервировать артистов, опасавшихся, что довольно-таки свирепый с виду бык в любой момент разнесёт свою клетку в щепки. (Поневоле вспомнилось, как когда-то на сельскохозяйственной выставке бык выколол глаз советской телезвезде Нине Кондратовой.) Но – на что не пойдёт современный режиссёр ради пресловутого «оживляжа»!
Вадим Журавлев. “Герой нашего времени. Дмитрий Черняков и другие оперные режиссеры”
Кроме чисто творческой работы, зритель видит и технические службы театра, вплоть до прачечной и гладильщиц.
Главная особенность фильма – его честность. Откровенно показаны трения, возникшие у постановщиков с хором. К тому же во время съёмок случилась и нешуточная забастовка.
Свои проблемы в период съёмок и у балетной труппы… Неожиданно в разгар сезона уходит из театра художественный руководитель балета Бенжамен Милье, причём не из-за конфликта с труппой: она как раз не хочет, чтобы Милье уходил. Сейчас этот пост занимает Орели Дюпон, бывшая этуаль Гранд Опера.
Показаны и финансовые проблемы театра, которые мучают директора Лесснера. Государство сокращает финансирование – и чтобы выжить, надо сокращать работников и повышать цены на билеты, которые и так уже немалые.
В Париже прошла премьера диптиха Чайковского «Иоланта/Щелкунчик»
После очередного теракта в Париже театру удаётся заполнить зал приметно на три четверти. Зрители показывают этим, что террором их не запугаешь. Правда, спектакль пришлось сократить и дать только «Иоланту» без «Щелкунчика».
Фильм «Опера» замечательный, смотрится на едином дыхании. Могу порадовать тех, кто не видел его на фестивале: фильм закуплен для показа в России.
Владимир Ойвин