Мы уже привыкли, что наиболее яркие события последних пяти сезонов связаны с именем Владимира Юровского.
Не стал исключением и сезон нынешний. Таким событием стало концертное исполнение оперы Рихарда Штрауса «Ариадна на Наксосе», которое представили московской публике 4 февраля 2017 года в Зале им. Чайковского солисты и 36 музыкантов из Госоркестра им. Светланова под управлением художественного руководителя Владимира Юровского.
В России эта опера, которая довольно часто ставится на сценах оперных театров мира, за сто лет существования второй редакции (1916), в которой «Ариадна на Наксосе» идёт на сценах, не может похвастаться вниманием к себе.
Первая редакция (1912) была интерлюдией к пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве». Впервые «Ариадна на Наксосе» появилась в России в 2004 году на сцене Мариинского театра (музыкальный руководитель постановки и дирижёр – Валерий Гергиев, режиссёр – Михаэль Штурмингер).
В Москве «Ариадну на Наксосе» в конце сезона 2015/2016 годов поставил Камерный музыкальный театр им Б. А. Покровского (режиссер – Ханс Йоахим Фрай, дирижёр Алексей Верещагин).
Рихард Штраус – один из любимейших композиторов Владимира Юровского, музыку которого он исполняет с особым блеском и глубиной. Достаточно вспомнить исполнение им «Метаморфоз». Поэтому меломанская Москва ожидала, что это исполнение будет событийным. И она не ошиблась в своих ожиданиях.
То, что мы увидели и услышали нельзя назвать просто концертным исполнением – это было тем, что именуют semi-stage. Как при исполнении оперы Сергея Слонимского «Король Лир», используется сама архитектура зала им. Чайковского.
Сергей Слонимский: «Судьба выдерживает мои оперы как старое вино»
Он, как известно, строился как театр им. Мейерхольда. По обеим сторонам сцены расположены портики, а сцена довольно глубокая. Небольшой по составу оркестр расположен в глубине сцены. На авансцене вокруг подиума дирижера довольно много пространства, на котором свободно передвигаются певцы. Это позволяет охарактеризовать персонажей не только вокальными способами, но и драматическими. У большинства исполнителей это получалось хорошо.
Опера исполнялась на немецком языке, что дало возможность привлечь к постановке зарубежных певцов. Судя по тому, что нигде не указан режиссёр, эту роль взял на себя Владимир Юровский и сыграл её вполне профессионально. Вероятно, сказались годы пребывания им руководителем Глайндборнского фестиваля.
Все действие разбито на два акта: пролог и, собственно, опера. Пролог показывает нам закулисную сторону подготовки званого вчера венского магната, заказавшего по этому случаю молодому композитору оперу «Ариадна» на античный сюжет.
Пролог открывается оркестровым вступлением, после которого сквозь партер проходит распорядитель вечера, великолепно сыгранный басом, часто выступающим в программах Владимира Юровского, Максимом Михайловым. Здесь у него была чисто разговорная роль. Но и в этой роли Михайлов был музыкален.
Сначала Распорядитель сообщает, что по желанию хозяина вечера после оперы-сериа на античный сюжет труппой комедиантов, возглавляемой кокеткой Цербинеттой (Ульяна Алексюк, будет исполнен буфонный дивертисмент. Учитель музыки (блистательный и изысканный сэр Томас Аллен, баритон) шокирован, Композитор (почти безупречная и невероятно стильная Сесилия Холл, меццо-сопрано) в отчаянии, Примадонна (царственная Мелани Динер, сопрано) в гневе.
Пока на сцене препираются что будет исполняться первым: драма или дивертисмент – опять появляется Распорядитель и сообщает, что заказчик желает, чтобы античная драма и дивертисмент исполнялись одновременно, дабы всё успеть к началу фейерверка. Распорядитель втягивает в интригу даже дирижера, который спокойно и молча воспринимает все кульбиты магната и готов исполнять его капризы. Пришлось всем подстраиваться к произволу заказчика.
В прологе наиболее интересными вокально были Сесилия Холл и сэр Томас Аллен. Неплохо получился Пролог у Ульяны Алексюк (Цербинетта, сопрано). Но здесь у нее небольшая партия. А вот в самой опере у Алексюк верха звучали резковато.
Во втором акте – т. е. в самой опере – безраздельно царила Мелани Динер (Ариадна). Московские меломаны уже имели удовольствие слышать ее в партии Маршальши, которую она блистательно сделала в постановке «Кавалера розы» Р. Штрауса в Большом театре в 2012 году.
Ариадна – персонаж древнегреческих мифов. Её имя встречается уже в «Илиаде». Ариадна – дочь критского царя Миноса, построившего известный лабиринт, в котором обитал кровожадный Минотавр, единоутробный брат Ариадны. По требованию царя Миноса афиняне должны были ежегодно отправлять в жертву Минотавру по семь девушек и юношей. Одним из таких юношей оказался Тезей, в которого была влюблена Ариадна.
Он убил Минотавра. Для того, чтобы выбраться из Лабиринта, Ариадна дает Тезею клубок ниток, который вывел его оттуда. Опасаясь мести Миноса, Тезей и Ариадна бегут с Крита на остров Наксос. Через некоторое время Тезей бросает Ариадну на Наксосе.
В начале оперы Ариадна страдает покинутая Тезеем. Она даже готовится к смерти, посланцем которой Ариадна поначалу воспринимает появившегося на Наксосе Вакха (Диониса) (Сергей Скороходов, тенор). Но вместо смерти в лице Вакха к ней приходит новая любовь и возрождает у Ариадны жажду жизни.
Петербургский певец Сергей Скороходов обладающим красивым и ярким тенором, не смог в этот раз составить полноценный вокальный ансамбль с Мелани Динер ввиду явного нездоровья, но он частично компенсировал свои вокальные проблемы отменной драматической игрой.
Приходится отметить, что наряду с прекрасными вокалистами первого ряда персонажей этой постановки «Ариадны…», исполнители второразрядных партий подобраны не слишком критически. В своем большинстве они обладают весьма средними вокальными данными. Проблема кастинга вокалистов – постоянная проблема у Владимира Юровского.
Основная эмоциональная и вокальная нагрузка легла на плечи Мелани Динер. Впечатляет почти получасовой дуэт Ариадны и Вакха. Можно предположить, что этот дуэт задумывался Штраусом в некотором роде как пародия на вагнеровские оперы с их длиннотами и на оперу вообще, но под рукой Владимира Юровского она превращается в гимн опере. Важно, что эту линию поддержала и Динер.
В то же время «Ариадна на Наксосе» – в какой-то мере пародия на закулисную жизнь театра. Юровскому удалось реализовать саму суть задуманного Штраусом, то, что поначалу казалось невозможным – органично слить вместе античную высокую драму с вполне земным юмором Цербинетты.
Как всегда, Юровский творит чудеса с оркестром. Он мог быть и по-моцартовски прозрачным и светлым, и по–штраусовски плотным и темным. Но в любом случае он был внутренне идеально сбалансированным. Если бы я не был тому свидетелем, то трудно было бы поверить, что на сцене всего 36 оркестрантов.
Лишний раз с огорчением замечу – очень жаль, что такая замечательная работа была показана только один раз.
Владимир Ойвин