Фирма «Мелодия» выпустила в продажу диск (CD 10 02442), на котором дуэт Айлен Притчин (скрипка) и Лукас Генюшас (фортепиано) записали в 2016 году интересную программу:
- Игорь Стравинский – «Сюита для скрипки и фортепиано на темы и фрагменты сочинений Джованни Баттиста Перголези» 1925 г. (переработанная автором позже в Итальянскую сюиту из балета «Пульчинелла»);
- Леонид Десятников – «Как старый шарманщик»;
- Пётр Чайковский – Цикл «Воспоминание дорогого места» («Размышление», «Скерцо», «Мелодия»);
- Игорь Стравинский – Самуил Душкин – Сюита из музыки балета «Поцелуй феи».
Айлен Притчин: “Главное на конкурсе – забыть, что это конкурс”
Произведения, записанные на диске, Притчин и Генюшас сыграли на открытии сезона Малого зала Московской консерватории 1 сентября 2015 года. (В программу концерта не вошла только «Сюита на темы Перголези».)
Я был на этом концерте – и смею заверить читателей, что живое исполнение и запись весьма близки по качеству. Вместе я этот дуэт слышал впервые, хотя ему уже тогда было три года. Годы эти прошли не зря – ансамбль сложился превосходный.
«Сюита на темы Перголези» Стравинского очень органично вошла в программу диска. Исполнена она на диске отлично, с изяществом и изысканностью.
Очень интересна и по музыке, и по исполнению пьеса Леонида Десятникова «Как старый шарманщик» для скрипки и фортепиано. Она представляет собой вариации на тему фортепианного вступления к «Шарманщику» – последней песне из цикла «Зимний путь» Шуберта.
В этой пьесе современная виртуозность демонстрируется на новом витке – и у скрипки, и у рояля. А как изобретательны у Десятникова диалоги этих инструментов! Особенно ярко виртуозна партия скрипки, где используется множество приёмов современного звучания инструмента. Соло скрипки и начинает и заканчивает пьесу, что тоже свидетельствует о доминировании в ней скрипичной партии. Не случайно же пьеса писалась для Гидона Кремера.
Исполнение этой пьесы –знак внимания и дар молодого дуэта Леониду Десятникову, который в 2015 году отмечал своё шестидесятилетие.
Дальше следует цикл из трёх скрипичных пьес П. И. Чайковского. По отдельности они у всех на слуху: «Размышление», «Скерцо» и «Мелодия», но мало кто помнит общее название цикла – «Воспоминание дорогого места». И этот ансамбль получился безупречным, хотя и здесь приоритет скрипки очевиден.
Скрипка Айлена Притчина поёт изысканно и благородно, с прекрасным вкусом – и при этом на удивление просто, без привычного в этих пьесах «сахарного сиропа». Пианист совпал со скрипачом стилистически очень точно.
Последняя запись диска – Сюита Стравинского из балета «Поцелуй феи» в транскрипции Душкина. Это дивертисмент, богатый самыми разными темами, сменяющими друг друга с калейдоскопической быстротой. Звучит он феерически красиво и прихотливо.
Бонусом на диске стала пьеса Десятникова «Тоска по Родине», сыгранная в концерте на бис. Её исполнение, как сейчас говорят, «улыбнуло» зал, когда Притчин вышел на сцену… без скрипки. Он тоже сел за рояль, и «Тоску по Родине» они исполнили в четыре руки. Как выяснилось, общим фортепиано в консерватории Притчин занимался неплохо.
Владимир Ойвин